Покровка Бикинского района Хабаровского края - самое южное поселение края на Уссури. Полтора века назад именно река связывала населенные пункты: по ней шли корабли Амуро-Уссурийской флотилии, баржи купцов, лодчонки местных жителей.
А после навигации наступал черед конного тракта, соединявшего ледовыми верстами Приамурье и Приморье.
В 1862 году в православный праздник Покрова Божьей Матери, отмечаемый в октябре, девять семей забайкальских казаков основали станицу. Тогда переселение на Уссури было массовым: по заключенному в 1860 году с Китаем договору эти земли отошли России, которая налаживала их охрану и хозяйственное пользование. В уходящем году Покровке исполняется 155 лет - дата некруглая, но значительная.
В Бикинском краеведческом музее от меня не стали скрывать: в документах сохранилась лишь одна фамилия основателей поселения. Это братья Иван и Карп Волобуевы. Как и другие первопоселенцы, они выращивали зерновые, поставляли дровяное топливо на пароходы, занимались рыболовством.
Примечательный случай рассказал мне атаман здешнего казачьего общества Владимир Шаханов. Происходило это в начале 70-х годов, когда он, еще подросток, отправился на рыбалку с дедом Секисовым. Тому было уже за восемьдесят, но выглядел он колоритно. «Деда Секиса казака! Здорово!» - приветствовали его с китайской лодки. «Дед, ты что, казак?» - спросил его Владимир, наслышанный о том, что Покровку основали казаки. «Не афишируй!» - отреагировал на вопрос Секисов, и для Шаханова, тогда пионера, стало ясно, что для казака советская власть хуже мачехи.
Станицу Покровскую переиначили в село Покровка, где был создан колхоз «Красная нива». Его председателем с 1935 года был Д.Ф. Шимохин, а после его призыва в действующую армию в 1941 году - С.Р. Лазарева, что подтверждено архивными данными. Сорок пять покровских мужиков ушли на фронт, большинство из них не вернулось. Однако на памятнике, установленном в центре села, всего тринадцать фамилий. Беспамятство в одном ряду с обезрыбленной рекой, заросшими пашнями, брошенными усадьбами. Почему жизнь пошла наперекосяк, а не в лучшую сторону?
Колхоз стал отделением совхоза. Школу-семилетку урезали до начальной, а потом вообще прикрыли, и теперь детвора, от мала до велика, отправляется на уроки в соседнее село Оренбургское. Что это - следствие урбанизации или непродуманных решений?
Впрочем, Покровке несказанно повезло: в постсоветское время здесь открылся пограничный переход, через который автотранспортом перемещаются грузы и люди. Таможенники, пограничники, специалисты других федеральных служб - кадры в основном не местные. Хотя и покровским кое-что перепало. К примеру, два сына Шаханова трудятся слесарями, обслуживая здание таможни.
Но если в Китае доходы от внешнеэкономической деятельности подпитывают местный бюджет, то в России ему не оставляют ни рубля. А вот наглядный результат. Жаохэ, китайское поселение на правом берегу Уссури, превратилось в симпатичный городок, где гостиницы и торговые центры, а также иллюминация, фонтаны, тротуарная плитка. Покровка осталась неприглядной деревней. Похоже, никому, кроме ее жителей, за державу не обидно.
Старший сын Шаханова - глава крестьянско-фермерского хозяйства. Делает ставку на разведение крупного рогатого скота. В его семействе подрастают трое детей. Но большинство жителей села, коренные и приезжие, не склонны обременять себя сельским хозяйством. Перебиваются случайными заработками, отказываются от огородов, не говоря о живности. Правда, по дальневосточному гектару вся земля разобрана как в самой Покровке, так и за околицей. Однако работу на земле никто не начинал, на ней не видно ни людей, ни техники.
Что касается Шаханова и его сыновей, то все они воспользовались правом на получение дальневосточного гектара. Но это, по сути, закрепление за ними тех угодий, где семья десятилетиями заготавливала сено, занималась растениеводством.
Десять лет прожил в Хабаровске младший сын Шаханова, но вернулся в Покровку с городской женой. На мой вопрос, чем не устроил краевой центр, ответил словами известной песни: «…Снится мне деревня, отпустить меня не хочет родина моя».
С 155-летием села почти совпали 60-летие самого Владимира Александровича и 25-летие его пребывания атаманом местного казачьего общества. Государственная политика в отношении казачества поубавила оптимизма. Впрочем, атаман склонен укорять себя: что-то не учел, где-то недоработал.
На мой взгляд, винить ему себя по крупному счету не за что. Служил честно, совмещая обязанности атамана с работой, делами по хозяйству. А главное - вырастил троих сыновей. Трудолюбивых, преданных малой родине.
Михаил Карпач, Хабаровск – Покровка
На снимке: атаман В.А. Шаханов во дворе собственного дома.
Другие фото из открытых источников
Источник: http://khabarovsk.md |